Что изменилось в стандарте сертификации ИСО (ISO) 9001

0
333

ISO 9001 — это базовый стандарт, устанавливающий требования к системам менеджмента качества (СМК) компаний любых отраслей. Он создан международной организацией по стандартизации и успешно применяется предприятиями всего мира. Это основа для эффективного управления качеством товаров/услуг и удовлетворения потребностей покупателей.

Редакции норматива

Основные версии документа:

  • ISO 9001:1987 — первая версия стандарта, которая была опубликована в 1987 году;

  • ISO 9001:1994 — документ переработан в 1994 году и объединил новые требования к системам управления качеством;

  • ISO 9001:2000 — версия стандарта, опубликованная в 2000 году, включала описание потребностей конечных потребителей;

  • ISO 9001:2008 — очередная редакция, выпущенная в 2008 году;

  • ISO 9001:2015 — текущая версия стандарта, которая вступила в силу в 2015 году.

В настоящее время в России действует адаптированная редакция международного норматива — ГОСТ Р ИСО 9001-2015.

Чем отличаются последние версии документа

Отличие ИСО 9001:2015 от предыдущей версии ИСО 9001:2008 заключается в росте внимания к внешним и внутренним факторам, которые могут влиять на систему управления качеством.

Появились требования, касающиеся более активного участия руководства организации в разработке и поддержании СМК.

Сместился фокус на планирование и управление процессами, а также на достижение результата.

Новая версия стандарта требует более осознанного управления рисками и возможностями в процессах организации, внедрения риск-ориентированного подхода.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В МИД рассказали о продолжении контактов с США после саммита в Хельсинки

Установлены более строгие требования к управлению внутренними и внешними факторами, которые могут повлиять на СМК.

Содержание стандарта

Использовать документ могут любые компании независимо от размера, сферы деятельности, местонахождения.

Он содержит семь принципов, которые являются основой построения системы управления качеством:

  1. ориентация на клиента — компании должны понимать потребности потребителей и работать на их удовлетворение;

  2. лидерство — руководителям следует установить четкие цели, миссию и видение, а также создать структуру управления;

  3. участие персонала — важно обеспечить ответственность и заинтересованность каждого сотрудника в работе;

  4. процессный подход — организации должны систематически анализировать и оптимизировать производственные процессы;

  5. улучшение — стремление постоянно совершенствовать работу и удовлетворять потребности клиентов;

  6. принятие решений на основе анализа информации и фактов;

  7. взаимовыгодные отношения с поставщиками, чтобы обеспечить высокое качество продуктов и услуг.

Сертификация ИСО 9001

Подтвердить использование стандарта на предприятии можно с помощью сертификации ИСО.

Документ выдается специализированными центрами сертификации на основании заявки предпринимателя.

Срок действия документа — 3 года.

Он помогает компании официально доказать наличие эффективной системы менеджмента качества, привлечь покупателей и партнеров, масштабировать бизнес.

Бланк регистрируется в реестрах систем добровольной сертификации (СДС), одобренных Росстандартом. Ознакомиться с перечнем действующих СДС можно на сайте ведомства.

Документы, выданные с нарушениями, являются недействительными. Остерегайтесь мошенников.