Критиковать СССР стало модно. По мнению авторов, которые не жили в советское время, тогда все было плохо: платили мало, за границу не пускали, детей воспитывали строго, комсомол давил, партия давила, в магазинах не было колбасы и пр. Мало что из этого соответствует действительности. Особенно это касается советской системы воспитания детей и молодежи.
Основы советской педагогики – разумные и правильные методы воспитания. Их неплохо было бы взять на вооружение как родителям современных детей, так и педагогам. Можно сказать, что общий подход к воспитанию в СССР ничем не отличался от отношению к детям в любой развитой стране. Эти методы так или иначе перекликаются с десятью заповедями, от которых никогда никому вреда не было.
Долгое время базой педагогики в СССР были методы Макаренко – педагога, основавшего первые коммуны для беспризорников, ставшие для них родным домом и школой одновременно.
Основные приемы воспитания можно изложить так:
- жизнь ребенка с самого рождения подчинялась режиму, рекомендованному врачами и детскими психологами, он разрабатывался для каждой возрастной группы, его придерживались во всех детских учреждениях – от яслей до старших классов школы (кстати, дети болели гораздо меньше, чем теперь);
- детвору старались приобщать к физкультуре и спорту, закаляли, приучали к частым прогулкам на воздухе, спортивные кружки и секции были бесплатными или доступными для всех категорий населения, регулярно проводились спортивные соревнования, стадионы и бассейны были открыты для всех желающих;
- дети учились общению в коллективе с самого раннего возраста, в яслях и детском саду прививали навыки самообслуживания, взаимопомощи и ответственности за свои поступки;
- в детских коллективах пресекалось проявление агрессии, лжи, неуважение к другим людям, не позволялось никого обижать и унижать, нельзя было нарушать дисциплину; в советских школах учителя справлялись с детьми без специальной охраны на входе и ОМОНа;
- идеологией советского общества было уважение к человеку труда, поэтому детей приучали к работе с малых лет, уроки труда были поставлены на высоком уровне, детей привлекали в кружки и секции, которые вели мастера различных профессий, трудовые успехи родителей отмечались, дети гордились своими отцами и матерями, старались брать с них пример;
- не существовало проблемы свободного времени и скуки, так как количество дополнительных занятий было более чем достаточным в школе и вне школы, детвора посещала музыкальные и художественные школы, спортивные кружки, танцевальные и хоровые студии и многое другое; польза для них совмещалась с отсутствием необходимости постоянного контроля за ними.
Особо нужно отметить внимание родителей и педагогов советского времени к воспитанию моральных ценностей у детей: любви к Родине, честности, порядочности, уважению к старшим, детям прививались семейные ценности, коллективизм. На первое место ставились именно такие качества человека. Никто в советское время не учил детвору, что самое главное – деньги, успех, популярность, любовь к себе, карьера.
В современном мире многое из советских традиций не признается, но традиции воспитания не утратили своей актуальности и пользы.
<!—