Психологические зависимости могут вызвать вспышку агрессии Поделиться
Трагедия разыгралась селе Красная Сторожка Сергиево-Посадкого района Московской области. В ночь на 6 ноября 15-летний подросток набросился на свою мать с топором. Женщина скончалась от многочисленных ударов по голове. На допросе в полиции сын признался, что причиной жуткого убийства стало сильная обида – за день до расправы она запретила ему играть на компьютере.
Фото: Мария Чалова
О убийстве подросток заявил сам. Утром позвонил в полицию и дал признательные показания. Он не скрывал, что причиной агрессии стало отлучение от игр – накануне трагедии мать спрятала все гаджеты.
Социологи и педагоги давно говорят о формирование новой воспитательной среды и даже пытаются ввести элементы компьютерных игр в образовательный процесс. Выходят исследования, что иные компьютерные игры благотворно влияют на детей. Например, воспитывают в них чувство лидерства, командный дух, приучают быстро принимать решения и отвечать за свои действия.
О жутком случае в Подмосковье «МК» поговорил с кандидатом психологических наук, специалистом в области изучения агрессии Сергеем Ениколоповым.
— Да, может. Но это не сенсация. Компьютерная зависимость, как и любая зависимость (или аддиция), может стать причиной насилия. Алкогольная, лекарственная, наркомания. Но все же сейчас аддикциями в большинстве своем считают зависимости психологические – интернет-зависимость, игромания, шопоголизм, психогенное переедание, фанатизм, зависимость от порнографии. И все это при определенных обстоятельствах может вызвать вспышку агрессии. Проблема в том, что ее невозможно спрогнозировать. Невозможно от этого защититься.
— По весьма тривиальным вещам. Ребенок забрасывает серьезные вещи. Он начинает прогуливать школу, не убираться дома, не уделяет внимание гигиене. Он целиком отдается своей страсти. Но где грань между страстным увлечением своим делом и аддикцией? Ее нет. Все гениальные айтишники, программисты, хакеры — это компьютерные аддикты. Я с большой долей вероятности скажу, что Павел Дуров — это явный аддикт.
— Ну, до определенного момента. Это, конечно, шутка, но в каждой шутке есть доля истины. Да, возможно, чтобы так расшатать нервную систему должно быть какое-то психическое расстройство. Это может быть психопатия, ситуативное расстройство. Но, судя по том, что после убийства он начал действовать вполне рационально: вызвал полицию, не стал прятать следы преступления, то у него может и не быть психических отклонений.
— Вполне вероятно, что это преступление было совершено в состоянии аффекта. В этом состоянии остается одна цель, весь остальной спектр выпадает: чувство привязанности, страх наказания все это закрыто одной мыслью — выплеснуть агрессию. Человек действует иррационально. Затем наступает релакс. Это состояние можно сравнить с полным опустошением. Ну а потом к нему возвращается способность мыслить рационально. И он начинает принимать решения. Одни начинают заметать следы: прятать, придумывать линию защиты, а другие — осознают свои действия и идут в полицию. Но, конечно, в аффект легче впадают те, кто все-таки подвержен каким-то психическим расстройствам.
— Для этого надо создавать систему психологической работы в школе. Один-два школьных психолога – это мало для полноценной работы. Их нужно больше, со специализацией по возрасту. Кроме этого, нужна сеть консультационно-диагностических центров для родителей.
— Родители бояться обращаться в такие центры. Даже для консультации. Ведь потом в характеристике ребенка может появиться определенный маркер, который может ему помешать в дальнейшем.
— Конечно, эту область надо дестигматизировать. Обращение к психиатру не должно нести никаких последствий.