Все споры при участии юридических лиц, связанные с их созданием, деятельностью, управлению коммерческими и некоммерческими организациями именуются корпоративными.
Дела, связанные с экономической деятельностью юридических лиц, участников и других субъектов, в большинстве случаев рассматриваются в арбитражных судах, но также могут быть переданы в третейский суд.
Особенности
Корпоративные споры имеют ряд отличительных особенностей, что позволяет выделить их в отдельную ветвь.
Распространенные разногласия, возникающие в рамках корпоративных споров:
- споры, возникающие между участниками, а также между директором и участниками;
- оспаривание сделки по отчуждению долей в уставном капитале (включая искусственное занижении цены), а также любые другие споры, связанные с распределением долей. Исключение составляют споры, возникающие в процессе расторжения брака или наследования имущества;
- признание недействительности сделок;
- обжалование решений управленческих органов предприятия и тд.
Корпоративные разногласия могут быть урегулированы мирным путем с помощью медиатора, оказывающего услуги по решению споров.
Примирительные процедуры регламентированы главой 15 АПК РФ, в которой законодатель дает участникам разногласия возможность заключить мировое соглашение либо провести другие примирительные процедуры.
Для успешного примирения стороны часто прибегают к услуге по решению споров. Юрист, выступающий посредником, проводит правовой анализ спора, участвует в переговорах по урегулированию конфликта, консультирует и разъясняет суть вопроса и дает свои рекомендации. Юридическая сторона в этом вопросе, решает многие трудности и как показывает практика ускоряет процесс урегулирования. В большенстве случаев для регулировки копоротивных споров обращаются именно к юристу.
Профилактика корпоративных конфликтов
Профилактические меры по предотвращению назревающих конфликтов позволяет предупредить его дальнейшее развитие и снизить накал обстановки в отношениях сторон.
В их числе: оптимизация управления, корпоративный аудит, создание нового устава компании и другие.
Практика показывает все большую тенденцию к уменьшению количества корпоративных разногласий среди участников. Это связано со стремлением сторон решить конфликт мирным путем либо прибегнуть к помощи третьей стороны для профилактики споров.