История Эрмитажного моста в Санкт-Петербурге

0
101

Эрмитажный мост не только является историко-архитектурной достопримечательностью северной столицы, он является и культурным объектом, местом действия известной драмы «Пиковая дама», авторами которой были гении русской культуры А.С. Пушкин и П.И. Чайковский.

Это одно из великолепных мест города на Неве. Архитектурный ансамбль моста вместе с набережными из гранита, сводчатыми арками между корпусами Зимнего дворца, которые отражаются в водах Зимней канавки, и роскошный вид на набережную Невы оставляют незабываемые впечатления у туристов. Но единственный момент, создающий неудобство при прогулке, – отсутствие пешеходного прохода, а движение транспорта здесь перенасыщено.

Местоположение моста.

В 1760-е годы с началом строительства гранитных набережных в центре Петербурга преступили к сооружению нескольких мостов и, конечно, Эрмитажного. Мост располагается в непосредственной близости от малого Эрмитажа – личного запасника разных произведений искусства Екатерины II, поэтому он и получил такое название. Художественные произведения позднее займут все здания Зимнего дворца. А эта переправа одна из самых старейших в северной столице. Стоит отметить, что мост органично подошёл к главному фасаду царской резиденции. Он практически составил целый комплекс с Невскими берегами, с построенными специально для моста выступами и парапетами, архитектурный ансамбль приобрёл живописный облик.

Из истории.

Впервые мост появился там ещё в 1718 году. Тогда он был деревянным с подъёмным механизмом, под названием мост Зимнего дворца. Он прослужил чуть меньше полувека, его время от времени ремонтировали и перестраивали. Вначале 1760-х гг. появилось новое сооружение из камня, обшитое отменным гранитом. Такое новшество в архитектурном облике мостов того времени особо заинтересовало жителей северной столицы.

Больше, чем полтора столетия этот мост был украшением Невских набережных. В течение всего этого периода его наружный вид нисколько не изменился. Периодически совершенствовалась только дорога для проезда транспорта. Сначала эта дорога была из булыжников, затем из досок, а спустя некоторое время её заасфальтировали. Также по набережной Зимнего дворца соседний Верхне-Лебяжий мост имеет такую же дугообразную конструкцию, как и Эрмитажный.

Работа по сохранению культурного наследия.

В 1930 гг. была проведена техническая экспертиза состояния конструкции опор, они оказались в аварийном состоянии. Находясь в состоянии постоянной влажности, некоторые части моста стали рушиться, были обнаружены разошедшиеся швы, а основания опор значительно размыла вода. Мост требовал срочного ремонта, так как конструкция вот-вот могла рухнуть.

Позднее каменный мост был заменен на конструкцию из железобетона, почти на полтора метра шире прежнего.

Наружный вид также постепенно менялся. Конструкция становилась всё более дугообразной, так как высота арочного свода прибавилась на полметра. Благодаря этому здесь создался коридор для прохода прогулочных судов. Многие экскурсионные туры по рекам и каналам в Санкт-Петербурге были бы сейчас другими (в наши дни изменение вида подобного моста запрещается, так как это объект охраняется государством). Были демонтированы только подножия под фонари 19-го столетия, а наружный вид сохранился как прежде. Только конструкцию свода обновили, а все архитектурные элементы сохранились без изменений.

В наши дни Эрмитажный мост достигает длины чуть больше 20 метров и ширины – более 10 метров. Зимняя канавка – место бесконечных пробок речных маломерных судов. В узкий проход берегов из гранита делают поворот с реки Мойки множество экскурсионных речных судов. Иногда они составляют такую вереницу, что напоминают целый гигантский лайнер.

Всякий гость Петербурга непременно увидит или пройдёт по этому мосту, нет в этом никакого сомнения.

Находится мост в самом центре города, а потому добраться до него не составит никаких проблем. Даже если вы прибыли в Санкт-Петербург, к примеру, на Сапсане (https://sapsan.su/), полчаса пешей прогулки по Невскому проспекту непременно приведут вас к Эрмитажному мосту.