Главная » Экономика » Исламисты способны загнать Китай на Севморпуть

Исламисты способны загнать Китай на Севморпуть

a3d379a92e62ca8211a228682d018202 - Исламисты способны загнать Китай на Севморпуть

Материал комментируют:

69cd1d6fa32d4ca27afd789b08d939f2 - Исламисты способны загнать Китай на Севморпуть Дмитрий Журавлев

На развитие Севморпути на ближайшие три года планируется выделить более 40 млрд рублей. Это следует из недавно одобренного правительством России проекта федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020—2021 годов. Конкретные намерения таковы: 2019 году на развитие транспортной доступности Арктики выделят 9,6 млрд рублей, в 2020 году — 15,8 млрд рублей, в 2021 году — 15,27 млрд рублей.

Казалось бы — много. Но следует учесть, что значительная доля этих средств будет израсходована в рамках строительства серии атомных ледоколов проекта 22 220. Учитывая интерес Росатома к этому строительства, наверняка именно сюда и уйдёт подавляющая часть денег.

По расчётам ИА REGNUM, от заявленных на 2019 год миллиардов на решение остальных проблем Севморпути останется лишь 611 миллионов. А в 2020 — 1237 миллионов. По мнению экспертов, этой суммы может хватить на развитие имеющейся инфраструктуры, но до решения задачи сделать Севморпуть глобальной транспортной артерией ещё очень далеко. Похоже, в Кремле возникло решение ударно сосредоточиться, главным образом, на тактической задаче — с помощью новых атомных ледоколов обеспечить максимальный вывоз сжиженного природного газа с Ямала.

Таким образом, разговоры о «создании второго Суэца» в арктических водах России, которые идут добрый десяток лет, в ближайшей перспективе так и останутся разговорами. Возникает вопрос: насколько вообще актуально развитие арктической транспортной артерии, особенно в условиях экономических трудностей, которые испытывает Россия?

— Развитие Севморпути актуально, даже несмотря на сложное экономическое положение страны, — считает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв. — А может быть, в связи с этим актуальность только усиливается.

Китайцы готовы инвестировать развитие Арктики даже без нашей помощи. И собственный ледокольный флот у них понемногу «наращивает мышцы». Но, конечно, Россия пока впереди. Поскольку мы — единственная в мире страна, у которой есть ледокольный атомный флот.

Строго говоря, вопрос надежной проводки судов во льдах мы готовы решить и дальше. Особенно — с учётом ещё строящихся ледоколов. Строительство портовой инфраструктуры вдоль Севморпути — это очень дорого. Хотя им тоже необходимо заниматься. Поскольку без этого сложно говорить о возможности массового провоза китайских товаров по кратчайшему пути через Северный Ледовитый океан в Европу.

При этом Россия решила (не буду оценивать, правильно или нет), что собственно модернизацию Северного морского пути мы будем проводить без Китая. Китайский капитал мы к этому проекту пока не допустили.

«СП»: — В чём причина? Ведь вроде бы руководство России постоянно говорит о необходимости иностранных инвестиций.

— Там есть одно серьёзное противоречие. Китайцы исходят из того, что Севморпуть должен перейти под международную юрисдикцию. И я думаю — руководство России боится, что если мы возьмём китайский капитал для модернизации портов, то, в конце концов, суверенитет над этой важной транспортной артерией не удержим.

Сейчас иностранцы платят не только за проводку их судов нашими ледоколами через Севморпуть. Но и за право прохода по территориальным водам России. А если этот маршрут станет международным, то и платить нам за работу в наших терводах никто не будет. Только за проводку судов и обслуживание в портах.

«СП»: — Если глобальное потепление будет продолжаться, то ничто не помешает китайцам проводить свои транспортные суда несколько севернее наших территориальных вод в Арктике.

— Ну, если они зададутся такой целью и построят пару атомных ледоколов, тогда смогут обойтись без наших территориальных вод и без всякого глобального потепления.

«СП»: — Правда, в этом случае непонятно, что лучше и выгоднее — платить России за проход в территориальных водах или тратиться на атомные ледоколы? И каждый раз терять из-за удлинения арктического маршрута.

— Да, это спорный вопрос. Идти вдоль берега однозначно легче и безопаснее. Опять же — у России накоплен огромный опыт в этой сфере. Мы уже целый век активно проводим торговые суда и транспорты по Севморпути.

Это как с космосом — МКС создали только потому, что американцы были заинтересованы в усвоение нашего опыта. Так и тут может получиться.

«СП»: — Между тем, разговоры, что Севморпуть сможет нас озолотить идут уже много лет, а особых сдвигов не заметно. Может быть, вообще этот маршрут потеряет актуальность в связи с тем, что в «Поднебесной» собираются развивать проект «Нового шёлкового пути»?

— Да, Севморпуть представляет определённые сложности, а китайцы собираются перевозить свои товары сразу несколькими маршрутами. Помимо названного вами «Нового шёлкового пути», они собираются развивать и южный транспортный «коридор» через Каспий и Закавказье. Да и железнодорожный путь через Казахстан и Россию для них актуален.

Правда, нам они говорят: ребята, не волнуйтесь, товаров у нас столько, что хватит на все дороги.

«СП»: — Но в Средней Азии есть опасность ближневосточного сценария, там активизируются исламские террористы.

— Конечно, проблемы могут быть, поскольку из Сирии террористам удобнее всего бежать именно в Среднюю Азию, где есть и питательная среда для роста радикальных исламистских настроений. Кроме того, я бы не сказал, что в этом регионе спецслужбы работают, скажем мягко, с достаточной эффективностью.

Но с другой стороны, и Китай усиливает своё присутствие в регионе. Особенно — в Киргизии и Туркмении. Вероятность того, что весь «Новый шёлковый путь» окажется перекрыт террористами, или на нём возникнет пара-тройка «тромбов» есть. Тогда для Китая Севморпуть станет практически безальтернативным. Но насколько велика эта вероятность — не берусь судить. Хотя бы потому, что уже сама Россия будет помогать пробивать террористические «тромбы», поскольку нам исламисты в Средней Азии нужны ещё меньше, чем в Сирии.

Как бы там ни было, я считаю, что вкладывать деньги в развитие Севморпути необходимо. Эти финансы окупятся, хоть и «вдолгую». Вопрос в том, чтобы вложения работали, а не оказались зарытыми в вечную мерзлоту.

Надо учитывать советский опыт, не повторять ошибок тех лет. Вкладывать куда надо и сколько надо.

Источник: svpressa.ru